Многообразие русской бани

Многообразие русской бани

По мнению небезызвестного Антонио Нуньеса Риберо Саншеса, у русской бани имеется неоспоримое превосходство перед всеми другими банями. Вот что он пишет в своем «банном трактате»: «Хоть в оных и нет роскоши римских, но зато россияне производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и ныне производят в четырех или пяти».

Однако самое главное, подчеркивает Саншес, в том, как поддается пар. В русской бане пар нагнетается при помощи каменки. Захотел погорячее — плеснул воду на раскаленные камни. «Сие возобновление паров чинится через всякие пять минут... В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но так как они не переменяются свежим воздухом, то и легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковые в российских отвращены».

Одним словом, делает вывод Саншес, новый пар рождает новый воздух, «Сим образом производимый пар не расслабляет твердых частей тела, как пар древних римских и нынешних турецких бань: ибо сей пар и российских банях, будучи составлен стихийными частицами огня и воздуха и возобновляем по произволению, мягчит и не расслабляет его; он расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в коем оне были прежде».

Теперь о том, что представляет собой русская баня в первозданном виде. Это едва ли не одно из самых древних сооружений, устройство которого дошло до наших дней. Вековая народная мудрость, создавшая с виду такое простое, но остроумное, добротное сооружение, заложила основы его оздоровительного предназначения.

Крестьянин, строя дом, начинал с бани. В ней же первое время и жил. В деревнях баня — это чаше всего избушка, срубленная из бревен. Ладили такой сруб без чертежей: все в голове держали. Подходишь к такой баньке — и она, словно из доброй сказки, приветливо встречает тебя. Вроде бы банька как банька, но благодаря умелым и веселым рукам «избяного инженера» смеется изба. А если уже старая-престарая, покосилась, то по-старушечьи улыбается.

Достоинства бревенчатой бани проверены веками. В противоположность каменной она «дышит». Через дерево воздух медленно, но непрерывно как бы «просеивается», очищается. Уходит сырость, такая нежелательная в доброй бане. А в то же время жар, идущий от печи и поддачи воды на камни, не уменьшается. Напротив, само дерево, нагреваясь, отдает тепло. Дышится легко, словно в сосновом лесу.

И еще. Дерево, кроме своих бесспорных, как говорят строители, технологических качеств и, как отмечают гигиенисты, биологических достоинств, имеет еще одно, пожалуй, самое главное преимущество: тысячелетнюю привязанность человека! Дерево радует своим внешним видом, ароматом (а в бане благоухает легким дымком), ощущением тепла. Пробуждает добрые эмоции, а значит, оздоровляет. Не случайно, скажем, в знаменитых Сандуновских банях парилка была обшита мореным дубом. Без единого металлического гвоздя! Все на крепких деревянных шпунтах.

Иногда делаются попытки «внедрить» в современную баню так называемые прогрессивные материалы — нержавеющую сталь, алюминий, медь и т. д. Нет, для настоящей бани с ее традиционной первозданностью, с особым благодатным духом они не годятся. Это уже будет не русская баня, а скорее горячая камера. И вообще, поскольку баня освящена многолетним народным опытом — мудрая простота! — надо быть весьма осторожным со всякой кажущейся на первый взгляд полезной модернизацией. Дерево и только дерево! Чаще всего это сосна. Вспоминаются строки поэта: «Сосна, сосна! Душистый лекарь! Как мне нужна твоя смола!»

Но в разных местах разные возможности, разный лес. Издавна ходит поговорка: осина — не лесина. Дескать, не очень-то пригодна для постройки. Между тем мягкая в своей первозданности осина, если ее подсушить, уступает по твердости только дубу. Новгородцы выдалбливали из осины дранки для крыш домов. И что немаловажно — осина растет повсюду. Необыкновенно живуча. Срубили одно дерево, а вскоре на этом месте рождаются десятки осинок. А все потому, что у осины весьма разветвленные и очень жизнестойкие корни. Не случайно осину называют деревом-гидрой.

И вообще деревянная постройка может стоять долго — иногда две-три сотни лет, а то и больше, особенно в северных краях. Если следить за деревянной баней — вовремя починить крышу, избавиться от домовых грибков, — она может служить исправно.

Гак что при разумном подходе можно иногда отойти от привычных взглядов на выбор дерева, не забывая при этом, что деревянная обшивка внутри бани должна иметь незначительную теплоемкость: нагреваться быстрее, но не обжигать.

Дерево, как известно, дает усадку. Поэтому для бани надо брать выдержанное, сухое дерево. Не случайно зачастую идут в ход бревна из домов на снос. Разумеется, вначале надо убедиться, что в материале нет порчи.

Большой ценитель щедрого жара инженер Анатолий Степанович Овчаров (своими руками соорудил у себя в подмосковной Малаховке великолепную баню) подарил мне весьма любопытную книгу «Иллюстрированное урочное пособие», изданную в Петербурге сто лет назад. Автор — инженер-архитектор граф Николай Иванович де Рошефор.

Видимо, граф был весьма неравнодушен к русской бане. Об ее устройстве он упоминает на многих страницах. В частности, де Рошефор пишет, что дерево в бане должно быть долговечным. «Так, чтобы сопротивлялось расщеплению и не оставляло пятен ог пота. Не быть чрез меру смолистым, особенно на скамьях. Но неправильным будет пользоваться теми породами деревьев, не имеющими в достатке крепкого, но приятного запаха. Именно аромат дерева благоприятствует хорошей бане, свежит ее. И тогда запах пота сам по себе уходит».

Что можно еще добавить к этому разумному совету? Порой не очень сведущие устроители бань, гонясь за внешней «эстетикой», покрывают лаком, олифой или воском деревянные стены. Это уже не баня. Не польза от нее, а вред. Ибо от такой «химии» задохнешься.

Возврат к списку